ОДИН MERCEDES-BENZ ПО ЦЕНЕ ДВУХ: КАК УСТРОЕНЫ И КТО ВЫПУСКАЕТ САМЫЕ ДОРОГИЕ МЕРСЕДЕСЫ В РОССИИ
На Авто.ру прямо сейчас можно купить Mercedes-Benz V-класса, который стоит дороже седана и внедорожника вместе взятых. Мы решили познакомиться с такими автомобилями поближе и узнать, кто и как их выпускает. И эта история оказалась куда интереснее банального тюнинга.
По разные стороны перегородки
В потоке машин доработанный вэн Mercedes-Benz не отличить от более простых и дешёвых собратьев. Длинная база, радикально-чёрный цвет, не менее радикальная тонировка «задней полусферы» — пару-тройку таких же V-классов, ожидающих пассажиров, нетрудно встретить у крупного аэропорта, дорогого отеля или современного бизнес-центра. Узнать самый дорогой вэн с трёхлучевой звездой на капоте можно только по шильдику «VIP» на багажной двери и паре скромных эмблем на крыльях.
Более того, с водительского места Mercedes-Benz тоже кажется обычным. Легковой руль, «классические» аналоговые приборы, планшет обновлённой мультимедийки (теперь здесь MBUX, а не Command), тачпад, холодящий металл клавиш на панели и дверных картах… Отделка солидная и качественная, как и положено Мерседесу: здесь есть кожа и дерево, но без налёта роскоши, присущей S-классу.
Но перегородку, отделяющую первый ряд сидений от остального салона, не заметить уже невозможно. Она, кстати, ограничивает продольную регулировку передних кресел и, как следствие, рост водителя — владельцу такого V-класса не рекомендуют нанимать сотрудников выше 187 см.
А вот за перегородкой начинается роскошь. От пола до потолка салон отделан кожей, замшей, металлом и натуральным шпоном. Редкие вкрапления пластика — это только некоторые кнопки, воздуховоды вентиляции да рамка планшета, управляющего отдельной мультимедийной системой. Всё это пространство — только для двух VIP-пассажиров. У каждого из них — кресло с подогревом, вентиляцией, оттоманкой и полным набором регулировок, позволяющих разложить сиденье в кровать, как в трансатлантическом бизнес-классе. С той лишь разницей, что перед ногами пассажиров пространство, на котором при желании можно устроить вечеринку с парой гостей. Для них, кстати, в перегородке прячутся ещё два откидных «стульчика». Тоже обитые кожей, конечно. Правда, для путешествий они не предназначены — нет ремней безопасности. В отличие от основных мест.
Помимо удобнейших кресел в VIP-салоне V-класса ещё масса атрибутов комфорта. Самый большой, но незаметный — 43-дюймовый телевизор, который при необходимости убирается в перегородку, оставляя между водителем и «бизнес-залом» двойной звуконепроницаемый стеклопакет. Его, впрочем, тоже можно опустить, чтобы пообщаться напрямую, а не через интерком. И наоборот, для максимальной приватности Mercedes-Benz оборудован светонепроницаемыми шторками, полностью отгораживающими пассажиров от внешнего мира.
В дополнение к телевизору — Apple TV и высокоскоростной Wi-Fi роутер с несколькими sim-картами — чтобы интернет и связь в салоне не зависели от зоны покрытия одного мобильного оператора. Для отдыха имеется бар, для серьёзных дел — встроенный сейф. Плюс всякие приятные мелочи, вроде беспроводных зарядок в подлокотниках.
Московская мануфактура
Выпускают такие Мерседесы не в Германии, а в России. Создавшая этот автомобиль компания А1 АВТО, базирующаяся в Москве, может с полным правом называться «придворным ателье» Mercedes-Benz — например, как немецкий Brabus. Фирма существует с середины девяностых — начиналось всё с установки охранных систем, потом добавился тюнинг (сейчас А1 АВТО — эксклюзивный дилер того же Brabus в России), в 2011 году было открыто направление по доработке микроавтобусов. А с 2015 года А1 АВТО имеет статус Van Partner компании Mercedes-Benz.
Что это значит? Прежде всего то, что Мерседес пристально следит за созданием VIP-вэнов — немцы контролируют соблюдение стандартов качества, организации производства и проводят ежеквартальный аудит. Все новые доработки согласовываются в Германии, с проведением необходимых тестов на безопасность, совместимость со стандартными элементами конструкции и так далее. Вплоть до краш-тестов, на которых испытывают на прочность крепления нештатных кресел, ремней, травмоопасность дополнительного оборудования!
В свою очередь, А1 АВТО получает из Германии V-классы в удобной для доработок комплектации и те фирменные компоненты, которые используются в конструкции автомобилей. Например, описанные выше кресла с оттоманками — это новенькие сиденья от Mercedes-Maybach, которые в А1 АВТО устанавливают на оригинальную раму и перетягивают в другую кожу (как говорят, более качественную и мягкую, чем в оригинале).
Но главное, что российская компания имеет право продавать свои машины через дилерскую сеть немецкого производителя — прямо сейчас V-класс VIP можно сконфигурировать на официальном сайте Mercedes-Benz! При этом сохраняется фирменная 2-летняя гарантия: А1 АВТО отвечает за возможные неполадки в допоборудовании, а дилер обязуется бесплатно устранять неисправности, возникшие в самом автомобиле. Кстати, его конструкцию почти не трогают — только удлиняют рельсы на полу, к которым крепятся кресла, а для комфорта VIP-пассажиров устанавливают сзади вместо пружин пневмобаллоны. Это штатные мерседесовские детали, но для серийных машин в России пневмоподвеска — опция.
Помимо этого, каждый микроавтобус при переоборудовании в VIP-вариант разбирают «до металла». Салон оклеивают изнутри вибро- и шумоизоляционными материалами, затем протягивается проводка для дополнительного оборудования. Параллельно с этим в соседнем цеху затягивают в кожу и шпон дверные карты, готовят новый потолок — он может быть просто обшит замшей или наполнен светодиодами, создающими эффект «звёздного неба». Следующий этап — «примерочная» установка перегородки и других элементов интерьера для выверки зазоров и толщины обивки.
Дальше пластиковые панели отделываются кожей, замшей и деревом и монтируются уже окончательно. Cледом за ними в Mercedes-Benz ставят допоборудование (холодильник, бар, сейф, телевизор и т.д.) и, по частям, — кресла.
Процесс превращения обыкновенного V-класса в VIP-транспорт занимает до трёх с половиной месяцев. А в конце автомобилю… присваивают новый VIN, который набивается на левой опоре передней подвески! Да, и Mercedes-Benz, и российское правительство признают А1 АВТО автопроизводителем, который выдаёт на свою продукцию собственный ПТС. А значит, всё оборудование доработанного микроавтобуса автоматически считается штатным — покупателю остаётся лишь поставить автомобиль на учёт в ГИБДД.
Правда, это работает только с новыми машинами — если пригнать в компанию подержанный Mercedes-Benz, процедура согласования изменений с занесением в имеющийся ПТС уже возлагается на владельца. Но в практике фирмы таких заказов всего несколько процентов.
Ну и, конечно, не все микроавтобусы в А1 АВТО оснащают роскошными креслами от Майбаха и телевизорами с барами. Это самая богатая версия V-VIP, а в линейке компании есть и варианты подешевле. Например, V-Solo — вопреки названию, в нём за перегородкой может быть четыре полноценных пассажирских места, «кресла-кровати» попроще — те, что ставят в дорогие версии V-класса (за доплату) в Штутгарте. Более того, многим клиентам не нужно и этого. Поэтому в компании разработали «тюнинг-кит» для дилеров Мерседеса, который те могут устанавливать своими силами. В набор входят самая простая перегородка, улучшенные карты дверей и потолок, а также комфортные кресла, разработанные и сертифицированные А1 АВТО. Не суперроскошно, зато вместе с новым микроавтобусом обходится «всего» в 14–17 млн рублей. А главное, на доработку машины уходит всего дней 10–12.
Дайте два
Цены на Mercedes-Benz V250d VIP начинаются уже с 22,5 млн рублей, но за счёт опций и рыночной конъюнктуры (а V-класс из-за нехватки электронных компонентов сегодня тоже в дефиците), автомобиль может стоить и 32 миллиона. Дорого? Если вы так думаете, вы просто не относитесь к потенциальным клиентам А1 АВТО.
Тех, кому действительно нужен бизнес-джет на колёсах, прайс устраивает — недостатка в покупателях у компании нет. Понятно, что в основном это юридические лица, причём некоторые берут сразу два вэна — основной и «подменный». Говорят, что госпредприятий среди них нет — такие V-классы слишком дорогие, чтобы участвовать в обязательных тендерах.
Какие ещё у микроавтобусов от А1 АВТО недостатки, кроме высокой цены? Для некоторых клиентов это… серийное производство. Да, благодаря ему можно быть уверенным в качестве, надёжности и безопасности доработок. Но оно же не позволяет фирме исполнить любой каприз VIP-покупателя. Тот может выбрать цвет кожи, материал шпона, кресла, но даже V-класс за 32 миллиона — это не «квартира свободной планировки», где сделают всё по вашему усмотрению. Потому что сертификация каждого нового варианта требует и времени, и немалых финансовых затрат.
Кстати, о планировке доработанных вэнов тоже можно поспорить. С двумя креслами и новой отделкой салон получается просторным, уютным и наверняка тихим. Но самый важный пассажир в итоге сидит над задней осью машин. В то время как наиболее комфортным местом в любом автомобиле считается середина колёсной базы — там меньше всего трясёт и качает на дорожных неровностях. Недаром же в обычном V-классе опциональные кресла с оттоманками, массажем и прочим ставят на втором, а не третьем ряду…
И возвращаясь к тесту трёх Мерседесов: может ли вот такой V250d VIP уже считаться таким же крутым, как новый S-класс и Gelandewagen? Понятно, что по вау-эффекту он способен потягаться с «Геликом», только если вас пригласят внутрь. О динамике и проходимости просто помолчим. Зато V-класс явно интереснее для пассажира. Как минимум потому, что в пробке можно посмотреть кино на экране, а не на экранчике. Или как следует выспаться в долгой дороге, не слыша рёва выпуска и свиста воздуха, рассекаемого «кирпичом» за 17 миллионов рублей.
Сравнение с S-классом не столь однозначно. Конечно, имея V250d VIP, удобнее повстречаться с деловым (и не только) партнёром, провести переговоры и просто выпить после них по бокалу чего-нибудь 25-летнего… Главное, не расплескать это на ходу. S-класс сейчас настолько крут по ездовому комфорту, что V-классу для сравнения с ним нужно что-то большее, чем опциональная «пневма» и пара кресел Maybach. Ну и рулится седан прекрасно. А значит, отличным решением задачи будет покупка хотя бы двух Мерседесов из трёх. Сложить две цены желающие могут самостоятельно…